Слушая и читая истории о совершении насилия, обычно мы представляем портрет агрессора, как некую крайне неприятную личность, которой никак не может быть близкий нам человек или мы сами. Так ли это верно? И все ли мы застрахованы от того, чтобы не стать героем подобной истории? Для предотвращения совершения насилия на международном уровне ведется борьба с преступностью, бедностью, неравенством людей, употреблением алкоголя и наркотических веществ и т.д. Но самым важным фактором является человеческий фактор и нравственный выбор, которой совершает каждый из нас.
Насилие может быть самое разное: физическое, эмоциональное, сексуальное, экономическое и т.д. Оно может обращено на любую часть населения – детей, подростков, женщин, пожилых людей. Происходить дома в семье, в учебном заведении, во дворе. Единственное, что объединяет все эти примеры – огромный вред, который насилие наносит обществу.
Зачастую человек, совершивший насилие над кем-то, сам свое поведение оценивает совершенно по-другому. Распространенным объяснением является перекладывание ответственности на жертву или иных лиц – довел(а), провоцировал(а), сам виноват(а), напрашивался(лась) или «все так делают», «меня отец тоже лупил и ничего, человеком вырос», «я её в ресторане поил-кормил, а она…» и т.д. Агрессор пытается убедить жертву, что именно она виновата в его срывах и актах насилия, и оно не будет повторяться если жертва… здесь идет, как правило, постановка условия. Но это словесная маскировка – преступник обманывает жертву, заставляя её считать причиной насилия свои ошибки, а не склонности агрессора.
Разберемся подробнее на примерах.
Пример 1. Буллинг. Представим, что в классе или учебной группе есть человек, по отношению к которому другими учащимися применяется как минимум психологическое насилие. В группе всегда будет источник этого насилия – один или несколько человек, которые инициируют и подогревают процесс, группа их «последователей» и основная масса – более-менее равнодушних «наблюдателей». Причина травли может быть абсолютно любой – особенности внешности, социальный статус и т.д. И те, кто участвуют в процессе «охоты», будут утверждать, что жертва сама виновата, ведь она – …(здесь вставьте любую причину, не важно). Но очевидно, что сама по себе полнота, или рыжие волосы, или ношение очков не является достаточной причиной зарождения агрессии. Как говорил известный герой басни: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Пример 2. В семье появляется ребенок. Жена уходит в отпуск по уходу за малышом, поэтому лишается зарплаты, как источника дохода. Муж ограничивает её в тратах, упрекает, подчеркивает зависимое положение, угрожает лишить довольствия вообще, требует повышенного домашнего комфорта, отказывается выполнять домашние дела – ведь он работает и зарабатывает деньги. Да, он не бъет, но это – насилие.
Пример 3. В группе юношей вспыхивает конфликт. Словесные конструкции заканчиваются, кто-то считает, что противоположная сторона «по-хорошему» не понимает. Даже если ваш оппонент говорит нечто, что категорически противоречит вашим моральным ориентирам (потом, в ходе разбирательств часто слышны оправдания, мол, он мою маму оскорбил), нанеся первым удар, именно вы переводите конфликт в область насилия. А чем он в таком случае закончится… Опыт сотрудников милиции и здравоохранения показывает, что как правило – ничем хорошим.
Пример 4. В компании юношей и девушек распивали спиртные напитки. Юноша вступает в интимную связь с девушкой, которая находится в состоянии сильного опьянения. В данном случае, девушка НЕ может дать юридически значимого согласия, поэтому поступать так – это фактически осуществлять насилие. Кстати, уголовный кодекс трактует это как использование беспомощного состояния потерпевшей. Если же сам юноша под воздействием алкоголя не очень-то контролирует свои желания, принимает слово «нет» за кокетство, это тоже не освобождает от ответственности. То, что самому парню кажется ласковыми уговорами, девушка может воспринимать как принуждение и угрозы.
Также категорически не стоит присоединяться к уже сложившейся, скажем так, паре. Если нет гарантий, что девушка в здравом уме дала полное согласие на подобное, то лучше проявить здравомыслие, а не рисковать стать фигурантом уголовного дела о групповом изнасиловании.
Не можем не отметить тот факт, что очень многие юноши и девушки не тратят время на изучение таких любопытных документов, как Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. И не осознают, что сроки за «шалости», «шутки» и «ничего такого плохого я не сделал» могут быть очень серьезные. И снова не будем голословными, приведем несколько примеров: • Оскорбление (ст.189 УК Республики Беларусь). Умышленное унижение чести и достоинства личности (в том числе в сети Интернет) – наказывается штрафом или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет. • Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждение или уничтожением имущества (ст.186 УК Республики Беларусь) может грозить лишением свободы до 2 лет. • Изнасилование (ст.166 УК Республики Беларусь), стартует с лишения свободы на срок от трех лет, а может доходить и до 15.
Как бы то не было, насилие – всегда вина агрессора, а не жертвы. Не воспринимайте его как норму. Сделайте правильный выбор.